ОРКСЭ_4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.
Калинино»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________
Ооржак О.С.
подпись
ФИО
Протокол № 1
от «31» августа 2022 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
________
Челядина Л.М.
подпись

«Утверждено»
Директор
_____ Сарапенкова О.Б.
подпись
Приказ №
от « »
2022г.

Рабочая программа
по основам религиозных культур и светской этики
(модуль «Основы православной культуры») для 4 класса
(уровень базовый)
Учитель Чижик М.С.
1 квалификационная категория

2022-2023 учебный год

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этике модуль «Основы православной культуры»
предназначена для обучения учащихся 4 класса общеобразовательной школы.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального образования на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2ч.
М.:Просвещение, 2011г., авторской программы Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.
учебно-методического комплекта «Школа России».
I. Планируемые результаты.
Личностные результаты: формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств; воспитание
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий; осуществлять
информационный поиск; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
Предметные результаты: знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие; знакомство с основами религиозной морали; формирование первоначальных представлений
о религиозной культуре и её роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и
духовности в человеческой жизни.

II. Содержание учебного курса
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Единство многонационального российского народа. Многообразие культурных, духовных, религиозных
традиций в российском обществе. Начальные представления о том, что такое “духовность”, “традиция”,
“нравственные ценности” и о их значении в жизни человека, семьи, общества. Ведущая идея – народы России при их
явном различии взглядов на мир, едины в своих общих гражданских ценностях и нормах, которые закреплены в
Конституции России. Общая история, общее государство, сходные нравственные основы народов России.
Возможности взаимопонимания и сотрудничества людей в обществе вне зависимости от их отношения к религии и
религиозной принадлежности.
Основы православной культуры.
Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане.
Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к
труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие
святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Основные особенности этого раздела:
Продолжается раздельное преподавание в соответствии с выбором семьи школьника.
Продолжается знакомство учащихся с основами православной культуры.

Акцентируются культурно-исторические особенности нашей страны и конкретного региона, где проживает
семья.
Большое место занимают нравственные ценности, семья, ценности семейной жизни.
Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет
направленность большинства тем этого раздела как в историческом, так и в современном контексте.
Проект по теме: “Свет Рождества”
Экскурсии (краеведческие) с целью ознакомления с уникальными образцами духовной культуры и традиции.
Духовные традиции многонационального народа России .
Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала.
Творческий проект: “Диалог культур во имя гражданского мира и согласия” (народное творчество, стихи, песни,
кухня народов России и т.д.)
Описание системы оценки достижения планируемых результатов
В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю
достижения уровня обязательных результатов обучения. Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки безотметочные, но это не
означает, что нет необходимости в контроле усвоения знаний. Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому
необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником
уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубины сформированности учебных умений. Оценка
должна решать, как минимум, две основные задачи:
Подведение итогов работы.

Сравнение (с самим собой и другими).
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает
использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов).
Возможные варианты тестовых заданий:
1.

Задания альтернативных ответов.

2.

Задания множественного выбора.

3.

Задания на восстановление соответствия.

Опрос.
Виды опроса:
1.

Анкетирование.

2.

Интервью.

3.

Беседа.

Портфолио ученика (портфолио творческих работ).
Самооценка, взаимооценка и внешняя оценка (итоговое мероприятие)
Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Промежуточная аттестация – тест.

III. Календарно-тематическое планирование
по основам православной культуры
(34 час, 1 час в неделю)
№

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

п/п
1

Количество
часов

Россия - наша Родина

Иметь представление историей возникновения и

1

распространения православной культуры
2

Культура и религия

Иметь представление историей возникновения и

1

распространения православной культуры
3

4

Человек и Бог в

Изучить основы духовной традиции православия.

православии.

Ориентироваться в основных понятий православной культуры.

Православная молитва

Изучить основы духовной традиции православия.

1

1

Ориентироваться в основных понятий православной культуры.
5

Библия и Евангелие

Изучить основы духовной традиции православия.

1

Ориентироваться в основных понятий православной культуры.
6

Проповедь Христа.

Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной

1

(православной) культурой и поведением людей
7

Христос и Его Крест

Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной

1

Дата

(православной) культурой и поведением людей
8

Пасха

Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной

1

(православной) культурой и поведением людей
9

10

Православное учение о

Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной

человеке

(православной) культурой и поведением людей

Совесть и раскаяние

Ориентироваться в описании основных содержательных

1

1

составляющих священных книг, описанием священных
сооружений, религиозных праздников и святынь православной
культуры.
11

Заповеди

Ориентироваться в описании основных содержательных

1

составляющих священных книг, описанием священных
сооружений, религиозных праздников и святынь православной
культуры.
12

Милосердие и

Ориентироваться в описании основных содержательных

сострадание

составляющих священных книг, описанием священных

1

сооружений, религиозных праздников и святынь православной
культуры.
13

Золотое правило этики

Ориентироваться в описании основных содержательных
составляющих священных книг, описанием священных

1

сооружений, религиозных праздников и святынь православной
культуры.
14

Храм

Ориентироваться в описании основных содержательных

1

составляющих священных книг, описанием священных
сооружений, религиозных праздников и святынь православной
культуры.
15

Икона

Уметь описывать различные явления православной духовной

1

традиции и культуры.
16

17

Творческие работы

Уметь описывать различные явления православной духовной

учащихся

традиции и культуры.

Подведение итогов

Излагать свое мнение по поводу значения православной

1

1

культуры в жизни людей и общества
18

19

Как христианство

Излагать свое мнение по поводу значения православной

пришло на Русь

культуры в жизни людей и общества

Подвиг

Иметь представление о развитии православной культуры в

1

1

истории России
20

Заповеди блаженства

Иметь представление о развитии православной культуры в

1

истории России
21

Зачем творить добро?

Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные

1

формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной
культуры
22

Чудо в жизни

Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные

христианина

формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной

1

культуры
23

Православие о Божием

Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные

суде

формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной

1

культуры
24

Таинство Причастия

Стремиться к толерантному отношению к представителям

1

разных мировоззрений и культурных традиций
25

Монастырь

Стремиться к толерантному отношению к представителям

1

разных мировоззрений и культурных традиций
26

27

Отношение

Стремиться к толерантному отношению к представителям

христианина к природе

разных мировоззрений и культурных традиций

Христианская семья

Уметь приводить примеры явлений православной традиции и

1

1

светской культуры и сравнивать их.
28

Защита Отечества

Уметь приводить примеры явлений православной традиции и

1

светской культуры и сравнивать их.
29

Христианин в труде

Уметь приводить примеры явлений православной традиции и

1

светской культуры и сравнивать их.
30

31

32

33

34

Любовь и уважение к

Осуществлять поиск необходимой информации для

Отечеству

выполнения заданий

Промежуточная

Умение использовать полученные знания для выполнения

аттестация (тест)

заданий теста

Выступление учащихся

Участвовать в диспутах: учатся слушать собеседника и

со своими творческими

излагать свое мнение. Готовить сообщения по выбранным

работами

темам (теме)

Выступление учащихся

Участвовать в диспутах: учатся слушать собеседника и

со своими творческими

излагать свое мнение. Готовить сообщения по выбранным

работами

темам (теме)

Презентация творческих Участвовать в диспутах: учатся слушать собеседника и
проектов

излагать свое мнение. Готовить сообщения по выбранным
темам (теме)

1

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».