Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Калинино» «Рассмотрено» Руководитель МО ________ Ооржак О.С. подпись ФИО Протокол № 1 от «31» августа 2022 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ Челядина Л.М. подпись «Утверждено» Директор _____ Сарапенкова О.Б. подпись Приказ № от « » 2022г. Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры») для 4 класса (уровень базовый) Учитель Чижик М.С. 1 квалификационная категория 2022-2023 учебный год Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этике модуль «Основы православной культуры» предназначена для обучения учащихся 4 класса общеобразовательной школы. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2ч. М.:Просвещение, 2011г., авторской программы Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012. учебно-методического комплекта «Школа России». I. Планируемые результаты. Личностные результаты: формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий; осуществлять информационный поиск; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Предметные результаты: знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие; знакомство с основами религиозной морали; формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. II. Содержание учебного курса Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Единство многонационального российского народа. Многообразие культурных, духовных, религиозных традиций в российском обществе. Начальные представления о том, что такое “духовность”, “традиция”, “нравственные ценности” и о их значении в жизни человека, семьи, общества. Ведущая идея – народы России при их явном различии взглядов на мир, едины в своих общих гражданских ценностях и нормах, которые закреплены в Конституции России. Общая история, общее государство, сходные нравственные основы народов России. Возможности взаимопонимания и сотрудничества людей в обществе вне зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Основы православной культуры. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Основные особенности этого раздела: Продолжается раздельное преподавание в соответствии с выбором семьи школьника. Продолжается знакомство учащихся с основами православной культуры. Акцентируются культурно-исторические особенности нашей страны и конкретного региона, где проживает семья. Большое место занимают нравственные ценности, семья, ценности семейной жизни. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого раздела как в историческом, так и в современном контексте. Проект по теме: “Свет Рождества” Экскурсии (краеведческие) с целью ознакомления с уникальными образцами духовной культуры и традиции. Духовные традиции многонационального народа России . Подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Творческий проект: “Диалог культур во имя гражданского мира и согласия” (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) Описание системы оценки достижения планируемых результатов В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения. Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки безотметочные, но это не означает, что нет необходимости в контроле усвоения знаний. Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубины сформированности учебных умений. Оценка должна решать, как минимум, две основные задачи: Подведение итогов работы. Сравнение (с самим собой и другими). Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов: Тестирование (метод тестов). Возможные варианты тестовых заданий: 1. Задания альтернативных ответов. 2. Задания множественного выбора. 3. Задания на восстановление соответствия. Опрос. Виды опроса: 1. Анкетирование. 2. Интервью. 3. Беседа. Портфолио ученика (портфолио творческих работ). Самооценка, взаимооценка и внешняя оценка (итоговое мероприятие) Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Промежуточная аттестация – тест. III. Календарно-тематическое планирование по основам православной культуры (34 час, 1 час в неделю) № Тема урока Характеристика деятельности учащихся п/п 1 Количество часов Россия - наша Родина Иметь представление историей возникновения и 1 распространения православной культуры 2 Культура и религия Иметь представление историей возникновения и 1 распространения православной культуры 3 4 Человек и Бог в Изучить основы духовной традиции православия. православии. Ориентироваться в основных понятий православной культуры. Православная молитва Изучить основы духовной традиции православия. 1 1 Ориентироваться в основных понятий православной культуры. 5 Библия и Евангелие Изучить основы духовной традиции православия. 1 Ориентироваться в основных понятий православной культуры. 6 Проповедь Христа. Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной 1 (православной) культурой и поведением людей 7 Христос и Его Крест Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной 1 Дата (православной) культурой и поведением людей 8 Пасха Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной 1 (православной) культурой и поведением людей 9 10 Православное учение о Уметь устанавливать взаимосвязь между религиозной человеке (православной) культурой и поведением людей Совесть и раскаяние Ориентироваться в описании основных содержательных 1 1 составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. 11 Заповеди Ориентироваться в описании основных содержательных 1 составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. 12 Милосердие и Ориентироваться в описании основных содержательных сострадание составляющих священных книг, описанием священных 1 сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. 13 Золотое правило этики Ориентироваться в описании основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных 1 сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. 14 Храм Ориентироваться в описании основных содержательных 1 составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. 15 Икона Уметь описывать различные явления православной духовной 1 традиции и культуры. 16 17 Творческие работы Уметь описывать различные явления православной духовной учащихся традиции и культуры. Подведение итогов Излагать свое мнение по поводу значения православной 1 1 культуры в жизни людей и общества 18 19 Как христианство Излагать свое мнение по поводу значения православной пришло на Русь культуры в жизни людей и общества Подвиг Иметь представление о развитии православной культуры в 1 1 истории России 20 Заповеди блаженства Иметь представление о развитии православной культуры в 1 истории России 21 Зачем творить добро? Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные 1 формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры 22 Чудо в жизни Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные христианина формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной 1 культуры 23 Православие о Божием Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные суде формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной 1 культуры 24 Таинство Причастия Стремиться к толерантному отношению к представителям 1 разных мировоззрений и культурных традиций 25 Монастырь Стремиться к толерантному отношению к представителям 1 разных мировоззрений и культурных традиций 26 27 Отношение Стремиться к толерантному отношению к представителям христианина к природе разных мировоззрений и культурных традиций Христианская семья Уметь приводить примеры явлений православной традиции и 1 1 светской культуры и сравнивать их. 28 Защита Отечества Уметь приводить примеры явлений православной традиции и 1 светской культуры и сравнивать их. 29 Христианин в труде Уметь приводить примеры явлений православной традиции и 1 светской культуры и сравнивать их. 30 31 32 33 34 Любовь и уважение к Осуществлять поиск необходимой информации для Отечеству выполнения заданий Промежуточная Умение использовать полученные знания для выполнения аттестация (тест) заданий теста Выступление учащихся Участвовать в диспутах: учатся слушать собеседника и со своими творческими излагать свое мнение. Готовить сообщения по выбранным работами темам (теме) Выступление учащихся Участвовать в диспутах: учатся слушать собеседника и со своими творческими излагать свое мнение. Готовить сообщения по выбранным работами темам (теме) Презентация творческих Участвовать в диспутах: учатся слушать собеседника и проектов излагать свое мнение. Готовить сообщения по выбранным темам (теме) 1 1 1 1 1