Родной (русский) язык 3 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Калинино»

«Рассмотрено»
Руководитель МО
________
Ооржак О.С.
подпись
ФИО
Протокол № _____
от «31» августа 2022 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
________
Челядина Л.М.
подпись

«Утверждено»
Директор
_____ Сарапенкова О.Б.
подпись
Приказ №
от « » июня 2022 г.

Рабочая программа
по родному (русскому) языку для 3 класса
(уровень базовый)

Учитель Пех Е.А.

2022-2023 учебный год

Рабочая программа по родному (русскому) языку предназначена для обучения учащихся
2 класса
общеобразовательной школы.
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб. Р89
пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М. :
Просвещение, 2020.
I. Планируемые результаты
Изучение предмета «Русский родной язык» во 2-м классе должно обеспечивать достижение предметных
результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями,
умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными
действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» во 2-м
классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего
образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных
условиях.
В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится: при
реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение
устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их
употребления в современных ситуациях речевого общения; при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными толковыми словарями для
определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного

написания слов; при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы
обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в
ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и
прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
Метапредметные результаты:
постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что ещё неизвестно; планировать – определять последовательность промежуточных целей с учётом
конечного результата, составлять план и последовательность выполняемых действий; искать, получать и использовать
информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; пользоваться
различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; доказывать, делать
выводы.
Личностные: анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и
переработки полученной информации и её осмысления.
II. Содержание учебного курса
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг –
недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия
растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей
(например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты
(например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей,
зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и
художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Странички «Природного словаря». Откуда в русском языке это слово? (Приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов.) Место, в котором я живу. Улицы, связанные с профессиями, на карте моего
города. И т. д.
Раздел 2. Язык в действии.
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в
речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как
специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц,
зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных).
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках
изученного). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных
(например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и
точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм
существительных.
Совершенствование навыков орфографического оформления текста. Раздел 3. Секреты речи и текста (25 ч)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах
изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и
литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

III. Календарно-тематическое планирование
по родному (русскому) языку
В неделю – 0,5 часов
Всего – 17 часов
№п\п

1.

2.

3.

4.

5.

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов).
Где путь прямой, там Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений
не езди по кривой.
между людьми (правда – ложь). Пословицы, поговорки,
Кто друг прямой, тот фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и
брат родной.
отношений между людьми
Дождик вымочит, а
Слова, называющие природные явления: образные названия дождя.
красно солнышко
Слова, называющие природные явления: образные названия снега.
высушит. Сошлись
два друга – мороз да
вьюга.
Ветер без крыльев
Слова, называющие природные явления: образные названия ветра.
летает. Какой лес без Слова, называющие растения.
чудес.
Дело мастера боится. Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской
Заиграйте, мои
культуры: слова, называющие занятия людей, музыкальные
гусли…
инструменты.
Что ни город, то
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении
норов.
этих названий.

Кол- Дата
во
часов
1

1

1

1

1

6.

7.

8.

9.

10.

11.
12.
13.

У земли ясно солнце, Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения:
у человека – слово.
уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях
фольклора и художественной литературы.
Секреты речи и текста (4 часа).
Для чего нужны
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные
суффиксы?
оттенки значения и различную оценку, как специфическая
особенность русского языка.
Какие особенности
Существительные, имеющие только форму единственного или
рода имён
только форму множественного числа.
существительных
есть в русском
языке?
Как изменяются
Практическое овладение нормами употребления форм числа имен
имена
существительных (родительный падеж множественного числа).
существительные во
множественном
числе?
Зачем в русском
Практическое овладение нормами правильного и точного
языке такие разные
употребления предлогов, образования предложно-падежных форм
предлоги?
существительных.
Секреты речи и текста (7 часов).
Создаём текстыСоздание текстов-рассуждений с использованием различных
рассуждения.
способов аргументации (в рамках изученного).
Создаём текстырассуждения.
Учимся
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования

1

1

1

1

1

1
1
1

14.

15.
16.

17.

редактировать
тексты.
Учимся
редактировать
тексты.
Создаём текстыповествования.
Промежуточная
аттестация
(тестирование).
Создаём текстыповествования.

их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования
их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

1

Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Самостоятельно выполнять задания теста, опираясь на полученные
знания.

1

Создание текстов-повествований о путешествии по городам; об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

1

1

Приложение.

Промежуточная аттестация по родному (русскому) языку
(тестирование)
3 класс.
Вариант 1.
1.Прочитай текст. Определи тип текста.
Жизнь писателя связана с Севером. Он родился и жил в Архангельске. С детства он хотел стать художником.
Этому мастерству он учился в Петербурге, Греции, Италии и во Франции.
а) текст повествование

б) текст описание

в) текст рассуждение

2. Подбери к слову КАФТАН синонимы:
а) сапоги

б) верхняя мужская одежда

в) верхняя женская одежда

г) головной убор

3. Какое слово соответствует схеме:
ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ
а) колокольный (звон)

б) сарафан

в) повязка

г) мозаика

4. Фразеологизмы – это…
а) устойчивые сочетания слов;

б) пословицы и поговорки;

в) слова, пришедшие из другого

языка;
5.Выбери лексическое значение фразеологизма «Во все ноги»:
а) очень быстро, стремительно

б) пройти дальнюю дорогу

в) шагать как солдаты

6. Найди ошибку на правописание парных согласных по глухости-звонкости в корне и на конце слова:
а) вервь

б) этнограф

в) физик

г) лошадь

7. Найди ошибку на правописание удвоенной согласной буквы:
а) математика

б) граматика

в) анатомия

г) арифметика

8. Из какого произведения эти строки:
«Из города прибежишь, самовар поставишь. Мы с матушкой чай станем пить, а ты –спи – отдыхай!»
а) Как купчиха постничала

б) Шиш

в) Как поп работницу нанимал

г) Январь

9. Определи главные члены предложения:
Шиш по своим делам в город пошел. (из сказки Б.Шергина «Рифмы»)
а) в город пошел

б) Шиш в город

10. Разгадай ребус.

,,

,,

Й

в) Шиш пошёл

г) Шиш по делам

Промежуточная аттестация по родному (русскому) языку
(тестирование)
3 класс.
Вариант 2.
1.Прочитай текст. Определи тип текста.
Флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней
– белого цвета, средней – синего цвета, нижней – красного цвета.
а) текст повествование

б) текст описание

в) текст рассуждение

2. Подбери к слову ПОМОР синонимы:
а) житель Поморья

б) мореплаватель

в) морская рыба г) птица

3. Какое слово соответствует схеме:
ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ
а) перекат

б) рубашка

в) заморозник

г) амбар

4. Фразеологизмы – это…
а) устойчивые сочетания слов;

б) пословицы и поговорки;

в) слова, пришедшие из другого языка;

5.Выбери лексическое значение фразеологизма «ЯЗЫК ДЕРЖАТЬ НА ВЕРЁВОЧКЕ» .
а) молчать

б) обмотать язык верёвочкой

в) не болтать лишнего

6. Найди ошибку на правописание парных согласных по глухости-звонкости в корне и на конце слова:

а) ветошь

б) морш

в) рейс

г) посад

7. Найди ошибку на правописание удвоенной согласной буквы:
а) металургия

б) грамота

в) литература

г) арифметика

8. Из какого произведения эти строки:
«Со страху купчиха закричала. Прибежала кухарка, дала пирога с горохом – полегчало купчихе. Пришёл доктор,
посмотрел и сказал: - Перьвой раз вижу, что до белой горячки объелась».
а) Как купчиха постничала

б) Шиш

в) Как поп работницу нанимал

г) Январь

9. Определи главные члены предложения:
Впереди едет дяденька на лошади. (из сказки Б.Шергина «Рифмы»)
а) впереди дяденька

б) дяденька едет

10. Разгадай ребус.

,,

,,

Й

в) едет на лошади

г) дяденька на лошади

Форма проведения: Итоговый тест. На выполнение заданий отводится 40 минут.
Структура работы
Работа содержит три группы заданий.
1 группа (№ 1 - 4) — задания базового уровня сложности.
2 группа (№ 6-9 ) — задания средней сложности.
3 группа (№ 5, № 10) - задания повышенной сложности.
Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания №1-4 оценивается 1 баллом за каждый правильный ответ.
За задания №6-,9 оцениваются в 2 балла за каждый правильный ответ.
За задания № 5,10 оцениваются в 3 балла за каждый правильный ответ.
Критерии оценивания:
15-18 баллов – «5»
11-14 баллов – «4»
8 -10 балов – «3»
7 баллов и менее – «2»

КЛЮЧИ к оцениванию теста:
Вариант 1
Задание №1
Ответ
А

№2
Б

№3
В

№4
А

№5
А

№6
А

№7
Б

№8
В

№9
В

№10
Русский

№2
А

№3
В

№4
А

№5
В

№6
Б

№7
А

№8
А

№9
Б

№10
Русский

Вариант 2
Задание №1
Ответ
Б


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».