Рабочая программа 8 класс ФГОС_музыка

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Калинино»

«Рассмотрено»
Руководитель МО
Чижик М.С.
подпись
ФИО
Протокол № _____
от «__» 08.2022 г.
________

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
________
Челядина Л.М.
подпись

«Утверждено»
Директор
_____ Сарапенкова О.Б.
подпись

Приказ № 70
от «__» 08.2022 г.
Рабочая программа
по музыке для 8 класса
(уровень базовый)
Учитель Н.В. Челядина

2022-2023 учебный год

Настоящая рабочая программа составлена на основе учебной программы «Музыка», авторов: Е.Д. Критской,
Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2019 г.; в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Место учебного предмета «Музыка» в базисном учебном (образовательном) плане
Количество учебных часов в 8-м классе – 34 из расчета 1 час в неделю при наличии 34 учебных недель.
I. Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования
достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в
том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных
традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных
музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной
музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего
края.
2. Гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в
лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в
соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в
музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного

края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов,
культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и
религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики.
4. Эстетического воспитания:
 восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей
действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности
творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
5. Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной,
социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности
на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической,
публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование
доступного объёма специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений
искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкальноисполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё
эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные
интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного
общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.

7. Трудового воспитания:
 установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания:
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального
творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в
учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды;
 стремление перенимать опыт, учиться у других людей - как взрослых, так и сверстников, в том числе в
разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и
других видов искусства;
 смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового,
способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на
перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
 способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,
опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими
психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении
предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:

 устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания
для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов
музыкального языка;
 сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили
музыкального и других видов искусства;
 обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств,
используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
 выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
 самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового
наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
 следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
 составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских
и творческих задач;
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных
явлений, культурных объектов между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
слухового исследования.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

 использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
 выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
 использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного
или нескольких источников с учётом поставленных целей;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
 различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема,
презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных
навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности - музыкального
мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
 воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоциональнообразное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в
передаче смысла музыкального произведения;
 передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
 осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении;
 эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного
выступления;
 распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как
полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:

 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
 выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и
письменных текстах;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
 вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать
благожелательный тон диалога;
 публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
 развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе
исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта,
экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
 понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной
деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной
задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
 ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в
части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной
цели;






планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
 делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и
уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
 использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости),
отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
 чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать
возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
 развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной
жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
 выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных
эмоций.
Принятие себя и других:
 уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и
вкусам;

 признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой,
а на способе улучшения результатов деятельности;
 принимать себя и других, не осуждая;
 проявлять открытость;
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
Предметные результаты:
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и
проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным
искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
 осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь
музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
 воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное
явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за
них;
 сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности
(разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации
среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают
ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего
народа);
 понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и
настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов
развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным
модулям и должны отражать сформированность умений.

Модуль № 1 «Музыка моего края»:
 знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
 характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих
коллективов своего края;
 исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой
родины.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:
 определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к
музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных
фольклорных традиций на выбор учителя);
 различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
 определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
 объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности
профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»:
 определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным
культурно-национальным традициям;
 различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;
 определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
 различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:
 различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение,
исполнительский состав;
 определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей
(барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

 исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
 характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
 характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее
известных сочинений.
Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:
 различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение,
исполнительский состав;
 характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
 исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
 характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:
 различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;
 исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
 приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»:
 определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
 различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов,
входящих в их состав;
 исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:
 определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
 различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
 импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения
другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание

картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов
искусств, объясняя логику выбора;
 высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях,
жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»:
 различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и
инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить примеры;
 рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
 выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и
музыкально-театральных жанров.

II. Содержание учебного курса
Раздел 1. Жанровое многообразие музыки (14 часов)
Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений.
Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости, как основ воплощения разного эмоциональнообразного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека.
Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и
профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов
определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.
Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов (ритуальные, обрядовые,
придворные, бальные, салонные и др.). Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической
музыке.
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры
маршевой музыки (военный, сказочно-фантастический, траурный, праздничный, церемониальный и др.). Марш как
самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
Раздел 2. Музыкальный стиль - камертон эпохи (18 часов + 1 час на промежуточную аттестацию)
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как
своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальной школы, творчеству отдельных
композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание (В. Медушевский). Исполнительский стиль. Обобщение
взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи
как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания (Д. Лихачев). Характерные признаки
отечественных и зарубежных стилей ХХ — XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм;
неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических
периодов.

Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-н-ролл, кантри-рок и фолк-рок, этническая
музыка, хэви-метал, рэп, эстрада, авторская песня). Известные композиторы и исполнители-интерпретаторы.
Стилизация и полистилистика в музыке XX-XXI вв. как «многоголосие», диалог композитора с музыкой
предшествующих поколений.
Промежуточная аттестация (контрольная работа)
Итоговое повторение и обобщение (1 час)
Обобщающий урок.

Форма организации учебных занятий
Формы организации учебной деятельности:
 творческая работа;
 сюжетно-ролевые игры;
 беседы;
 дискуссии
Формы контроля:
 тестирование;
 контрольная работа;
 контрольная творческая работа;
 слуховые викторины;
 проектная деятельность.
Основными формами организации учебных занятий являются:
 познавательные уроки;
 конкурсы;
 урок-практикумы;
 комбинированные уроки
Промежуточная аттестация (тестирование).

III. Календарно-тематическое планирование
Всего 34 часа: 1 часа в неделю
Учитель: Н.В. Челядина
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16

Тема

Кол-во
Основные виды деятельности учащихся
часов
Жанровое многообразие музыки (14 часов)
1
Определяют роль музыки в жизни человека.
Совершенствуют представление о триединстве музыкальной
деятельности (композитор - исполнитель-слушатель).
1
Эмоционально-образно
воспринимают
и
оценивают
музыкальные
произведения
различных
жанров
и стилей
1
классической и современной музыки, обосновывают свои
1
предпочтения в ситуации выбора.
Выявляют особенности музыкального языка, музыкальной
1
драматургии, средств музыкальной выразительности.
Используют различные формы индивидуального, группового
1
и коллективного музицирования при решении творческих
1
задач.
1
Осуществляют
поиск
музыкально-образовательной
информации
в
справочной
литературе
и Интернете в рамках
1
изучаемой темы.
1
Проявляют творческую инициативу в подготовке и
проведении мероприятий в классе, школе и т.п.
1
Применяют информационно-коммуникационные технологии
для музыкального самообразования.
1

Жанровое многообразие
музыки
Песня – самый демократичный
жанр музыкального искусства
Особенности песенной музыки
Многообразие жанров
народного песенного искусства
Духовное и светское песенное
искусство
Песня вчера, сегодня, завтра
Танец сквозь века
Танцевальная музыка прошлого
и настоящего
Развитие танцевальной музыки
Танец, его значение в жизни
человека
Особенности маршевой
музыки. Многообразие жанров
Развитие жанра марша в
истории музыкальной культуры
Марш, его значение в жизни
1
человека
ПОУ по теме « Жанровое
1
многообразие музыки»
Музыкальный стиль - камертон эпохи (18 часов + 1 час на промежуточную аттестацию)
Музыкальный стиль
Сравнивают музыкальные произведения разных жанров и
стилей, выявлять интонационные связи.
Музыка эпохи Возрождения

Дата

Примечание

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34

Барокко
Классицизм
Романтизм
Реализм
Импрессионизм
Неоклассицизм и классический
авангард
Джаз
Рок-н-ролл
Кантри и фолк-рок, этническая
музыка
Арт-рок
Хард-рок и хеви-метал
Рэп. Эстрада
Авторская песня
Промежуточная аттестация
(контрольная работа)
Стилизация и полистилистика
Музыкальный ринг.
Традиции и новаторство в
музыке
Обобщающий урок

Анализируют приемы взаимодействия и развития одного или
нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.
Размышляют о модификации жанров в современной музыке.
Совершенствуют умения и навыки самообразования при
организации культурного досуга, при составлении домашней
фонотеки, видеотеки и пр.
Обмениваются впечатлениями о текущих событиях
музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Определяют специфику современной популярной
отечественной и зарубежной музыки, высказывают
собственное мнение о ее художественной ценности.
Осуществляют проектную деятельность.
Используют различные формы музицирования и творческих
заданий для освоения содержания музыкальных
произведений.
Защищают творческие исследовательские проекты.

1

Итоговое повторение и обобщение (1 час)
Осознание учащимися качества и уровня усвоения.
Планирование учебных действий.
Рефлексия способов и условий действия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».