Рабочая программа 7 класс ФГОС_история

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Калинино»

«Рассмотрено»
Руководитель МО
Чижик М.С.
подпись
ФИО
Протокол № _____
от «__» 08.2022 г.
________

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
________
Челядина Л.М.

«Утверждено»
Директор

подпись

подпись

_____ Сарапенкова О.Б.
Приказ № 70
от «__» 08.2022 г.

Рабочая программа
по истории для 7 класса
(уровень базовый)
Учитель Н.В. Челядина.

2022-2023 учебный год

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа по истории для 7-го класса ориентирована на использование учебно-методического
комплекса:
- учебник Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 15001800. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2019-2020;
- учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват.
Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2019-2020 год.
Место учебного предмета «История» в базисном учебном (образовательном) плане
Количество учебных часов в 7-м классе – 68 из расчета 2 часа в неделю при наличии 34 учебных недель.
I. Планируемые результаты
Изучение курса направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
 в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
 в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения
Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

 в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов
России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
 в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и
общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса
к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
 в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира;
осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; уважение к культуре своего и других народов;
 в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости
ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху
Возрождения) и в современную эпоху;
 в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей
как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение
сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов;
 в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной
средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости
защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность
к участию в практической деятельности экологической направленности.
 в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях
природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о
значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

Метапредметные результаты:
 владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме
таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные
связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и
обосновывать выводы;
 владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее
решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный
результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат,
учебный проект и др.);
 работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник,
тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.); извлекать
информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о
достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно);
 владение коммуникативными навыками: представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различия и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения; осваивать и
применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
 осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной
работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и реализовывать
коллективные учебные проекты по истории, в том числе - на региональном материале; определять свое
участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу;
 владение регулятивными действиями: владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы, самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; вносить коррективы в свою работу
с учетом установленных ошибок.
Предметные результаты:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их хронологические рамки;
 локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв.; определять их
принадлежность к части века (половина, треть, четверть);
 устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и
всеобщей
 истории XVI-XVII вв.;
 группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по их принадлежности к
историческим процессам, составление таблиц, схем).
3. Работа с исторической картой:
 использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств,
важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв.;
 устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и особенностями ее
экономического, социального и политического развития.
4. Работа с историческими источниками:
 различать виды письменных исторических источников (официальные, личные, литературные и др.);
 характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его информационную ценность;
 проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и вещественных памятниках эпохи;
 сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников.
5. Историческое описание (реконструкция):
 рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв., их участниках;
 составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв.
(ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);
 рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и других странах в раннее Новое время;
 представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

 раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других
стран
 в XVI-XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых веяний в духовной жизни общества, культуре; г)
революций
 XVI-XVII вв. в европейских странах;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории,
конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв.: а)
выявлять
 в историческом тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать
объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
 проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории: а) раскрывать
повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и
личностям прошлого:
 излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв.,
представленные в учебной литературе; объяснять, на чем основываются отдельные мнения;
 выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI-XVII вв. с учетом обстоятельств изучаемой
эпохи и в современной шкале ценностей.
8. Применение исторических знаний:
 раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени, как меняются со
сменой исторических эпох представления людей о мире, системы общественных ценностей;
 объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI-XVII вв. для времени, когда
они появились, и для современного общества;
 выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв. (в том числе на региональном
материале).

II. Содержание учебного курса
Всеобщая история. Новая история. История Нового времени: XVI-XVII вв. (26 часов)
Введение (1 час)
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени.
Человек Нового времени, развитие личностных характеристик, стремление к самостоятельности и успеху. Запад и
Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
Раздел I. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация (14 часов)
Технические открытия и выход к Мировому океану.
Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии — ветряная мельница, каменный
уголь. Книгопечатание. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле.
Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Португалия — лидер исследования путей в Индию.
Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да
Гама.
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи.
Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие: Фернандо Магеллан. Земля — шар.
Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических
открытий.
Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе.
Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Парламент и король:
сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. «Ограничители» власти короля.
Король — наместник Бога на Земле. Складывание централизованных национальных государств и национальной
церкви. Появление республик в Европе.
Дух предпринимательства преобразует экономику.

Условия развития предпринимательства. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли.
Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных
банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура —
предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.
Европейское общество в раннее Новое время.
Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского
общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое
дворянство — джентри — и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с
нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.
Повседневная жизнь.
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны.
Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в
питании. Искусство кулинарии. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной
жизни общества.
От раннего Возрождения к высокому. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во
Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об
общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» — рекомендации по
самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Мир художественной культуры Возрождения.
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и
искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как
школа формирования нового человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса —
гимн человеку Нового времени. Эпоха «титанов Возрождения». Гуманистические тенденции в изобразительном
искусстве. «Титаны Возрождения». Своеобразие искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший;
гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие
светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских
искусств.
Рождение новой европейской науки в XVI—XVII вв.

Условия развития революции в естествознании. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и
научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его
открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в XVII в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в
познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники
философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание
человека.
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе.
Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация. Германия — родина Реформации церкви. Мартин
Лютер: человек и общественный деятель. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь
в Германии.
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина.
Идея о предопределении судьбы человека. Борьба католической церкви против еретических учений.
Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель Игнатий Лойола. Тридентский
собор.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море.
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе.
Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. “Золотой век Елизаветы” I —
укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Соперничество с Испанией за морское господство.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
Французы — кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало
религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над
гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье. Ришелье как идеолог и создатель
системы абсолютизма во Франции. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Раздел II. Государства Европы в XVI-XVII вв. (6 часов)
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Становление капиталистических
отношений в стране. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны.

Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния.
Рождение Республики Соединённых провинций.
Парламент против короля. Революция в Англии.
Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Единоличное правление короля Карла I Стюарта.
Противостояние короля и парламента. Начало революции — созыв Долгого парламента. Гражданская война короля
с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Реформы
парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия - первая страна в Европе с
конституционной парламентской монархией.
Путь к парламентской монархии.
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Кромвель —
пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Реставрация Стюартов. Конец
революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeas corpus act» — закон,
утверждавший правила ареста и привлечения к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в
Англии как условие развития индустриального общества. Складывание двухпартийной политической системы:
тори и виги. Англия — владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
Международные отношения в раннее Новое время.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами.
Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Раздел III. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (4 часа)
Земля принадлежит государству. Деревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока.
Государство — регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя.
Города под контролем государства. Религии Востока — путь самосовершенствования. Религии Востока:
конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Государства Востока. Начало европейской колонизации.
Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов
в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные
события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русскокитайские отношения.
Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне.
«Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Обобщение (1 час)
Значение раннего Нового времени. Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового
времени.
История России (41 часов)
Тема I. Россия в XVI в.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития.
Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование
единого Российского
государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система
местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских
соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник
1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им
преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения
крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.. Внешняя политика России в XVI в.
Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над
кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца.
Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства.

Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение
патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство.
Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской
местности. Быт основных сословий.
РИКС. Коренные народы Приамурья до XVII в.
Тема II. Россия в XVII в.
Россия и Европа в начале XVII в..
Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование
Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём
национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий
Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на
царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович,
Фёдор Алексеевич.
Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное
уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление
самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в
процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые
люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание
под предводительством Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины.
Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России
со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири. Русские географические открытия
XVII в.

РИКС. Амурские экспедиции В. Пояркова и Е. Хабарова.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
РИКС. Православная церковь - проводник государственной политики на Дальнем Востоке. 1671 г. основание монастырей в Албазине и Кумарском остроге. Культурное развитие региона:
библиотека
Воскресенской церкви Албазина. Развитие образования. Воевода Албазинского острога Алексей Толбузин, купцы
Ушаковы, Нарицины-Мусатовы. Становление русско-маньчжурских отношений во второй половине XVII в.. О.
Степанов. Нерчинский договор.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVIIв.. Раскол в Русской
православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало
книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре.
Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «ВестиКуранты».
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в.
Промежуточная аттестация (контрольная работа).
Итоговое повторение и обобщение. Резерв для подготовки к ВПР (3 часа)

Форма организации учебных занятий
Формы организации учебной деятельности:
 практикумы;
 сюжетно-ролевые игры;
 беседы;
 лабораторные работы;
 дискуссии
Формы контроля:
 тестирование;
 задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
 моделирование жизненных ситуаций.
Основными формами организации учебных занятий являются:
 познавательные уроки;
 викторины;
 урок-экскурсия в прошлое;
 комбинированные уроки
Промежуточная аттестация (контрольная работа)

III. Календарно-тематическое планирование
Всего 68 часов: 2 часа в неделю
Учитель: Н.В. Челядина
№
п/
п
1

2
3

Тема

Колво
часов

Основные виды деятельности учащихся

Дата

Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV — XVII в. (26 часов)
1
Обозначать на ленте времени общие хронологические рамки и
основные периоды истории Нового времени
Раздел I. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (14 часов)
Великие географические открытия (2 ч)
Технические открытия и
1
Объяснять, что способствовало росту интереса европейцев к дальним
выход к Мировому океану
странам в XV в., раскрывать предпосылки Великих географических
открытий.
Встреча миров.
1
Рассказывать, используя карту, о начале поисков морского пути в
Великие
географические
Индию в XV в.
открытия и их последствия
Подготовить и представить сообщение об экспедициях Х. Колумба,
давать оценку их результатов и значения.
Показывать на исторической карте маршруты экспедиций Васко да
Гамы, Ф. Магеллана, А. Тасмана, называть их результаты.
Раскрывать смысл понятий и терминов: каравелла, конкистадор,
доминион, монополия, плантация.
Объяснять, почему конкистадорам удалось относительно быстро
завоевать могущественные государства Центральной и Южной
Америки.
Раскрывать, что изменилось в положении населения Центральной и
Южной Америки с приходом европейских завоевателей.
Сравнивать начало освоения европейцами территорий в Южной
Америке и в Северной Америке (основные занятия европейских
колонистов; положение местного населения; организация хозяйства),
выявлять различия.
Рассказывать, используя историческую карту, о поисках европейцами
Введение

Примечание

4

5
6

7
89
10

Усиление
королевской
власти в XVI-XVII вв.
Абсолютизм в Европе
Дух предпринимательства
преобразует экономику
Европейское общество в
раннее Новое время.
Повседневная жизнь

1

Великие
гуманисты
Европы
Мир художественной
культуры Возрождения
Рождение
новой
европейской науки

1

1
1

2
1

северо-восточного пути в страны Дальнего Востока, о том, как
устанавливались их отношения с российским государством.
Характеризовать итоги Великих географических открытий конца XV
- XVII в.: а) для европейских стран; б) для народов Нового света; в)
для всеобщей истории
Изменения в европейском обществе в XVI-XVII вв. (3 часа)
Называть новые источники энергии, которые стали использоваться в
Европе в XV-XVII вв., объяснять, развитию каких отраслей
производства это способствовало.
Сравнивать ремесленное и мануфактурное производство, объяснять, в
чем заключались преимущества мануфактур.
Объяснять значение понятий и терминов: централизованная и
рассеянная мануфактура, капиталистические отношения, буржуазия.
Раскрывать, в чем выражалось и к чему вело расслоение крестьянства
в начале Нового времени.
Называть новые группы населения, появившиеся в европейских
странах в раннее Новое время.
Составлять описание европейского города XVI—XVII вв. («типичный
город» или конкретный город по выбору).
Характеризовать условия жизни разных групп населения в
европейских городах XVI-XVII вв.
Европейская культура в раннее Новое время (4 ч)
Называть мастеров итальянского Возрождения, творивших в первой
четверти XVI в. (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти,
Рафаэль Санти), и их произведения, объяснять, почему этот период
получил название Высокого Возрождения.
Рассказывать, о чем повествовали знаменитые романы XVI-XVII вв.,
объяснять, чем они привлекали читателей в ту эпоху и в
последовавшие столетия.
Представлять характеристику стилей классицизма и барокко,
приводить примеры произведений.
Раскрывать, в чем заключались новые взгляды на строение
Вселенной, высказанные европейскими мыслителями, учеными в
XVI—XVII вв., и объяснять, почему они вызвали отпор и

11
12
13

14

15

Начало
Реформации
в
Европе
Контрреформация
Королевская
власть
и
Реформация в Англии.
Борьба за господство на
морях
Религиозные
войны
и
укрепление
абсолютной
монархии во Франции

1

ПОУ по теме «Мир в
начале Нового времени.
Возрождение. Реформация»

1

1
1

1

преследование со стороны католической церкви.
Раскрыть на примере трудов И. Ньютона, что изменяли исследования
в области физики во взглядах на мир
Реформация и контрреформация в Европе (5 ч)
Характеризовать предпосылки Реформации в Германии. Раскрывать
содержание основных положений учения Лютера, объяснять, в чем
заключалась их новизна. Объяснять значение понятий и терминов:
Реформация, индульгенция, секуляризация, булла, протестантизм,
лютеранство, кальвинизм, гугеноты, пуритане, иезуиты. Раскрывать,
представители каких групп германского общества и почему
поддержали М. Лютера.
Представлять характеристику Крестьянской войны в Германии.
Извлекать и комментировать информацию из исторических текстов
(фрагменты богословских сочинений и др.). Представлять
характеристики М. Лютера, Ж. Кальвина.
Объяснять, кем и каким образом осуществлялась контрреформация,
каковы были результаты этой политики. Раскрывать, привлекая
информацию карты, чем завершились к концу XVI в. религиозные
войны между католиками и протестантами
Разъяснять, что свидетельствовало об усилении королевской власти
во Франции в XVI в.
Представлять характеристику Религиозных войн второй половины
XVI в. во Франции (хронологические рамки; основные участники;
формы борьбы; ключевые события; итоги и последствия).
Объяснять, что стоит за названием «Варфоломеевская ночь», как
оценивали это событие современники.
Рассказывать, в результате каких обстоятельств и событий Генрих
Бурбон стал основателем новой королевской династии во Франции.
Объяснять, что предусматривал Нантский эдикт 1598 г., давать
оценку значения этого документа. Представлять характеристику
(исторический портрет) Людовика XIV.
Повторение и обобщение изученного

16

17
18

19
20

Раздел II. Государства Европы в XVI-XVII вв. (6 часов)
Первые революции Нового времени. Международные отношения.
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций (3 ч)
Освободительная война в
1
Характеризовать положение Нидерландов под властью Габсбургов.
Нидерландах.
Рождение
Рассказывать, привлекая историческую карту, о национальнореспублики Соединенных
освободительном движении в Нидерландах, его причинах, целях,
провинций
участниках, формах борьбы.
Объяснять, в чем состояло значение событий 1566-1609 гг. для
Нидерландов и для Европы начала Нового времени.
Парламент против короля.
1
Объяснять значение понятий и терминов: роялист, пресвитериане,
Революция в Англии
железнобокие, лорд-протектор.
Раскрывать причины победы парламентского лагеря в борьбе против
Путь к парламентской
1
короля.
монархии
Представлять характеристику (исторический портрет) Оливера
Кромвеля.
Рассказывать о причинах и следствиях Славной революции 1688 г.
Давать сравнительную характеристику партий вигов и тори.
Высказывать суждение о том, что изменила в Англии революция
середины XVII в.
Международные отношения в XVI-XVII вв. (3 ч)
Международные
2
Называть основные группы противоречий, существовавших в
отношения в XVI-XVIII
отношениях между ведущими европейскими государствами в XVIвеках (1618-1648 гг.)
XVII вв., приводить примеры их проявления.
Рассказывать с опорой на историческую карту об экспансии
Османской империи в Европе.
Рассказывать о причинах Тридцатилетней войны и событиях,
ставших поводом к ее развязыванию. Систематизировать
информацию
о
Тридцатилетней
войне
1618-1648
гг.
(хронологические рамки и этапы; основные участники, блоки
государств и их цели; ключевые события и их последствия; итоги).
Показывать на карте территории, охваченные военными действиями в
годы Тридцатилетней войны.
Рассказывать о характере военных действий и их последствиях для
населения и хозяйства европейских стран.

21

22

23

24

Называть основные положения Вестфальского мира, объяснять, какие
государства усилили свои позиции по итогам войны, а какие были
ослаблены
Повторение и обобщение изученного

ПОУ по теме «Первые
1
революции Нового
времени. Международные
отношения в XVI-XVIII
веках»
Раздел III. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (4 часа)
Блистательная Порта:
1
Объяснять, привлекая информацию исторической карты, почему XVI
период расцвета и начало
в. считается временем наибольшего роста Османской державы.
упадка
Рассказывать о правлении султана Сулеймана I, объяснять, почему он
был прозван Великолепным. Рассказывать об организации османской
Индия, Китай и Япония:
1
армии, высказывать суждение о причинах ее побед. Характеризовать
традиционное общество в
османскую систему управления обширными владениями в Азии,
эпоху раннего Нового
Европе, Африке.
времени
Раскрывать: а) что означало для населения Северной Индии
Индия, Китай и Япония.
1
установление власти мусульманской династии Великих Моголов; б)
Начало европейской
какие традиции населения Индии сохранялись и при новых
колонизации
правителях. Объяснять, что представляли собой Ост-Индские
компании, созданные в европейских странах.
Определять по материалу учебника, какие традиционные черты
древних и средневековых китайских империй сохранялись в империи
Мин, существовавшей в XIV—XVII вв. Объяснять, в чем
заключались особенности прихода к власти в Китае и последующей
политики маньчжурской династии Цин.
Рассказывать об обстоятельствах утверждения у власти в Японии
династии сегунов Токугава. Характеризовать политику первых
сегунов Токугава, ее результаты. Объяснять, чем было вызвано
решение властей Японии «закрыть» свою страну для европейцев.
Распознавать в иллюстрациях учебника и других визуальных
материалах характерные черты архитектуры и живописи отдельных
стран Востока. Подготовить сообщение (презентацию) о
художественной культуре одной их стран Востока в XVI—XVII вв.

25

26

ПОУ по теме
«Традиционные общества
Востока. Начало
европейской колонизации»
Основные итоги Новой
истории XVI – XVIII вв.

27

Введение в изучение курса
«История России. 7 класс»

1

28

Мир и Россия в начале
Великих географических
открытий
Территория, население и
хозяйство России в начале
XVI века
Формирование единых
государств в Европе и
России
Российское государство в
первой трети XVI века

1

Внешняя политика
Российского государства в
первой трети XVI века
Начало правления Ивана
IV. Реформы Избранной
рады
Государства Поволжья,
Северного Причерноморья,

1

29

30

31
32
33

34
35
36

1

1

2

2

1

1

(по выбору), используя иллюстрации учебника и интернет-ресурсы
Повторение и обобщение изученного

1

Обобщение (1 час)
Историческое и культурное наследие раннего Нового времени
История России (41 часов)
Введение (1 час)
Показывать на исторической карте территорию России в первой
трети XVI в.; называть русские земли, присоединенные к Москве в
правление Василия III.
Тема I. Россия в XVI в. (19 часов)
Характеризовать структуру центральной и местной власти в первой
трети XVI в.. Сравнивать вотчину и поместье; раскрывать различия
между ними. Характеризовать внешнюю политику России в первой
трети XVI в.; оценивать ее результаты. Объяснять смысл понятий и
терминов: сословно-представительная монархия, реформы, Земский
собор, местничество, опричнина, приказ, стрельцы, заповедные лета,
урочные лета, засечная черта. Раскрывать значение денежной
реформы Елены Глинской.
Характеризовать основные мероприятия реформ 1550-х гг. Извлекать
информацию из Судебника 1550 г., царских указов и использовать ее
в рассказе о положении различных слоев населения Руси, политике
власти. Раскрывать значение создания стрелецкого войска.
Показывать на исторической карте рост территории России в
царствование Ивана IV; ход Ливонской войны, маршрут похода
Ермака. Составлять план рассказа о народах Поволжья и Сибири в
XVI в. Раскрывать последствия Ливонской войны для России.
Рассказывать об отношениях России с Крымским ханством в XVI в.
Характеризовать положение основных групп населения Российского
государства в XVI в. Показывать с использованием карты, как
расширялся национальный состав населения Русского государства.

37
38
39

40
41
42
43
44
45

46

47

48
49
50
51

Сибири в середине XVI
века
Внешняя политика России
во второй половине XVI
века
Российское общество XVI
века: «служилые» и
«тяглые»
Народы России во второй
половине XVI века
Опричнина
Россия в конце XVI века
Церковь и государство в
XVI веке
Культура и повседневная
жизнь народов России в
XVI веке
Обобщение и
систематизация знаний по
теме «Россия в XVI веке»
(контрольная работа)

2

1

Объяснять причины введения, сущность и последствия опричнины.
Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана IV
Грозного; представлять и обосновывать оценку итогов его правления.
Систематизировать в виде таблицы материал о закрепощении
крестьян в XVI в. Объяснять значение учреждения патриаршества.
Рассказывать о событиях и обстоятельствах, приведших к
пресечению московской династии Рюриковичей

1
2

1
1
1

1

Внешнеполитические связи
России с Европой и Азией
в конце XVI-начале XVII
века
Смута в Российском
государстве

1

Окончание Смутного
времени
Экономическое развитие

1

2

1

Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 часов)
Раскрывать противоречия, существовавшие в русском обществе
накануне Смуты. Характеризовать личность и деятельность Бориса
Годунова.
Раскрывать причины Смуты. Называть хронологические рамки
Смутного времени. Систематизировать исторический материал в
хронологической таблице «Основные события Смутного времени».
Объяснять смысл понятий и терминов: Смута, самозванство.
Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия
I и Лжедмитрия II, места действий польских и шведских интервентов,
маршруты движения отрядов первого и второго ополчения.

России в XVII веке

52

53

54
55
56
57
58

59

60
61
62

Россия при первых
Романовых: перемены в
государственном
устройстве
Изменения в социальной
структуре российского
общества
Народные движения в XVII
веке
Россия в системе
международных
отношений
Промежуточная аттестация
(контрольная работа)
«Под рукой» российского
государя: вхождение
Украины в состав России
Русская православная
церковь в XVII веке.
Реформа патриарха Никона
и Раскол
Народы России в XVII веке

1

Русские путешественники

1

1

1
2

1
1

1

2

Высказывать суждения о роли Православной церкви, духовных
лидеров в событиях Смутного времени. Представлять характеристики
участников ключевых событий Смутного времени.
Объяснять, что привело к подъему национально-освободительного
движения. Показывать на карте места действий земских ополчений.
Характеризовать итоги и последствия Смуты для Российского
государства. Участвовать в поиске материалов, подготовке и
презентации группового сообщения «Организаторы и участники
первого и второго ополчений»
Характеризовать личность и деятельность первых Романовых Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Представлять в виде
схемы структуру высших органов государственной власти и
управления в России XVII в. Разъяснять, в чем заключались функции
отдельных представительных и административных органов в системе
управления государством. Объяснять смысл понятий: самодержавие,
раскол, старообрядчество. Раскрывать причины и последствия
церковного
раскола.
Составлять
исторические
портреты
(характеристики) патриарха Никона, протопопа Аввакума.
Характеризовать экономическое развитие России в XVII в., используя
информацию исторической карты. Объяснять значение понятий и
терминов: Государев двор, мануфактура, посад, ясак, ярмарка,
крепостное право. Сравнивать мануфактуру и ремесленную
мастерскую; объяснять, в чем заключались различия. Раскрывать
значение принятия Новоторгового и Таможенного уставов.
Составлять таблицу «Основные сословия и их положение в России
XVII в.».
Проводить поиск информации в отрывках из Соборного уложения
1649 г. для характеристики положения отдельных групп населения
России, процесса закрепощения крестьян. Раскрывать причины
социальных движений в России XVII в. Показывать на исторической
карте места городских восстаний; территорию, охваченную
восстанием Степана Разина. Систематизировать (в форме таблицы)
материал о социальных движениях в России XVII в.
Объяснять значение понятий и терминов: гетман, полки нового

и первопроходцы XVII века

63
64

65

66

Культура народов России в
XVII веке
Сословный быт и картина
мира русского человека в
XVII веке
Повседневная жизнь
народов Украины,
Поволжья, Сибири и
Северного Кавказа в XVII
веке

Итоговое повторение
обобщение

и

1
1

1

1

(иноземного) строя, засечная черта. Раскрывать причины восстания
под руководством Б. Хмельницкого. Давать оценку значения
вхождения земель Войска Запорожского в состав России.
Характеризовать причины и итоги русско-польской (1654-1667) и
русско-шведской
(1656—1658)
войн.
Приводить
примеры
конфликтов России с Османской империей. Объяснять, в чем
заключались результаты внешней политики России в XVII в.
Объяснять, опираясь на знания из курсов всеобщей истории 6-7 кл.,
какие события получили название Великих географических
открытий. Показывать на карте территории расселения народов в
Российском государстве XVII в.; маршруты отрядов первопроходцев
в Сибири и на Дальнем Востоке. Рассказывать о народах, живших в
России в XVII в., привлекая дополнительную информацию (в том
числе по истории края). Осуществлять поиск информации для
подготовки сообщения об одном из первопроходцев (Семене
Дежневе, Василии Пояркове, Ерофее Хабарове)
Извлекать информацию из Домостроя, изобразительных материалов
для рассказа о нравах и быте российского общества в XVI-XVII вв.
Характеризовать новые веяния в отечественной культуре, быту в
XVII в.
Объяснять значение понятий и терминов: шатровый стиль, парсуна.
Систематизировать материал о достижениях культуры XVI-XVII вв.
(в форме таблицы), раскрывать их значение.
Составлять описание одного из памятников культуры XVI-XVII вв.;
оценивать его художественные достоинства.
Приводить примеры известных архитектурных сооружений XVI-XVII
вв., выявлять их назначение. Объяснять, что способствовало
развитию образования в России XVII в.
Называть основные жанры русской литературы XVI—XVII вв.
Осуществлять поиск и анализ информации для проектной работы
«Путешествие по русскому городу XVII в.»
Итоговое повторение (2 часа)
Историческое и культурное наследие раннего Нового времени и
России XVI-XVII вв.

67
68

Итоговый урок за курс 7-го
класса
Резерв

1
1

Подготовка к ВПР.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».