Рабочая программа 6 класс ФГОС_история

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Калинино»

«Рассмотрено»
Руководитель МО
Чижик М.С.
подпись
ФИО
Протокол № _____
от «__» 08.2022 г.
________

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
________
Челядина Л.М.
подпись

«Утверждено»
Директор
_____ Сарапенкова О.Б.
подпись

Приказ № 70
от «__» 08.2022 г.
Рабочая программа
по истории для 6 класса
(уровень базовый)
Учитель Н.В. Челядина

2022-2023 учебный год

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа по истории для 6-го класса ориентирована на использование учебно-методического
комплекса:
- авторская программа А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России»;
- авторская программа по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С., Агибаловой Е.В., Юдовской
А.Я., Сороко-Цюпа О.С.;
- учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 кл.
общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2018-2020;
- учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват.
Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2019 год.
Место учебного предмета «История» в базисном учебном (образовательном) плане
Количество учебных часов в 6-м классе – 68 из расчета 2 часа в неделю при наличии 34 учебных недель.
I. Планируемые результаты
Изучение курса направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
 в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
 в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения
Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,













местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов
России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и
общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса
к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира;
осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости
ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху
Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей
как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение
сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования
и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной
средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости
защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность
к участию в практической деятельности экологической направленности.

 в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях
природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о
значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты:
 владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме
таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные
связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и
обосновывать выводы;
 владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее
решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный
результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат,
учебный проект и др.);
 работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник,
тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.); извлекать
информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о
достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно);
 владение коммуникативными навыками: представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различия и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения; осваивать и
применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
 осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной
работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и реализовывать
коллективные учебные проекты по истории, в том числе - на региональном материале; определять свое
участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу;

 владение регулятивными действиями: владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы, самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; вносить коррективы в свою работу
с учетом установленных ошибок.
Предметные результаты:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому
периоду;
 называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды
Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);
 устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и
всеобщей истории эпохи Средневековья;
 группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических таблиц).
3. Работа с исторической картой:
 находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их
местоположения;
 извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств
в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций, о
ключевых событиях средневековой истории.
4. Работа с историческими источниками:
 различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники, законодательные акты,
духовная литература, источники личного происхождения);
 характеризовать авторство, время, место создания источника;
 выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и
объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий);
 находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы;
 характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.
5. Историческое описание (реконструкция):

рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках;
составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории
средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества, основные деяния);
рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и
в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений
средневекового человека о мире;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории,
конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья:
а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; б) соотносить
объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
 проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей
истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и
личностям прошлого:
 излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно-популярной
литературе,
 объяснять, на каких фактах они основаны;
 высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического
контекста и восприятия современного человека.
8. Применение исторических знаний:
 объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость
сохранения их в современном мире;
 выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале).

II. Содержание учебного курса
Всеобщая история. История Средних веков (29 часов)
Введение. Что изучает история Средних веков (1 час)
Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века»,
хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Глава I. Становление Средневековой Европы VI-XI вв. (5 часов)
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и
человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на
территории Западной Римской империи.
Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого
английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства.
Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества.
Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности.
Феодальная лестница. Понятие феодализма.
Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье.
Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры.
Независимость феодалов.
Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община
и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян.
Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в
раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого.
Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Глава II. Византийская империя и славяне в VI-XI веках (2 часа)
Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти.
Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами.
Складывание православного мира.

Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская
храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Глава III. Арабы в VI-XI веках (2 часа)
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и
возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов.
Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины
распада халифата. Расширение исламского мира.
Глава IV. Феодалы и крестьяне (2 часа)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения
средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы
горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Глава V. Средневековый город и его обитатели (2 часа)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения
средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы
горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Глава VI. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы (2 часа)
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения
между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.
Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание
инквизиции и борьба с ересью.
Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых
походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский
крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века) (5 часов)
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление
королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии
вольностей. Начало английского парламентаризма.
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических
противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны.
Успехи англичан. Жанна д'Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны.
Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба
империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.
Глава VIII. Славянские государства в Византии в XIV – XV веках (2 часа)
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна
Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок.
Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств
православного мира на юго-востоке Европы.
Глава IX. Культура Западной Европы в Средние века (3 часа)
Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового
университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние
христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая
литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.
Глава X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (2 часа)
Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система
воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись,
архитектура.

Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в
Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.
Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство,
религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
Итоговое повторение (1 час)
Итоговое повторение курса История Средних веков.
От Древней Руси к Российскому государству (с древности до кона XV века) (39 часов)
Введение (1 час)
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса.
Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской
истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю
России.
Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 часов)
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые
государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего
Востока.
РИКС. Памятники нижнеамурской археологической культуры, культуры железного века на территории ЕАО.
Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Глава II. Русь в IX – первой половине XII века (9 часов)
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане.
Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской
прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных
славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской
власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока.

РИКС. Племена мохе.
Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат;
Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.
Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых
христианских, иудейских, исламских общин.
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании
европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской
власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег.
Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения.
Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с
соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками.
Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.
Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней
русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания.
Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная
живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
РИКС. Племена покровской археологической культуры.
Глава III. Русь в середине XII – начале XIII веках (5 часов)
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления.
Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда,
церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического
развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества.
Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей
Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть
временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись,

прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение
древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества.
Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира
древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на
территории Руси.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической
раздробленности на Руси. Формирование системы земель самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория
и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.
Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров.
Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Глава IV. Русские земли в середине XIII – начале XIV века (10 часов)
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания.
РИКС. Племена покровской археологической культуры.
Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные
походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе
Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и
повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель,
менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские
земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах
Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.
Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и
Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.
Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление
первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская
православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития.
Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную
жизнь в русских землях.
Глава V. Формирование единого Русского государства (8 часов + 1 час на промежуточную аттестацию)
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за
объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая
Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в.. Василий Тёмный. Новгород и Псков в
XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие
общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития
русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.
Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства.
Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись.
Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
РИКС. Урок истории и культуры родного края.
Промежуточная аттестация (контрольная работа).
Итоговое повторение и обобщение (1 час)
Итоговое повторение и обобщение за курс 6-го класса.

Форма организации учебных занятий
Формы организации учебной деятельности:
 практикумы;
 сюжетно-ролевые игры;
 беседы;
 лабораторные работы;
 дискуссии
Формы контроля:
 тестирование;
 задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
 моделирование жизненных ситуаций.
Основными формами организации учебных занятий являются:
 познавательные уроки;
 викторины;
 урок-экскурсия в прошлое;
 комбинированные уроки
Промежуточная аттестация (контрольная работа).

III. Календарно-тематическое планирование
Всего 68 часов: 2 часа в неделю
Учитель: Н.В. Челядина
№
п/п
1

Тема

Кол-во
часов

Основные виды деятельности учащихся

Введение. Понятие «Средние
века». Хронологические рамки
Средневековья.

1

Обозначать на ленте времени даты ключевых событий, связанных с
падением Западной Римской империи, а также хронологические
рамки и основные периоды истории Средних веков
История Средних веков (29 часов)

Глава I. Становление Средневековой Европы (VI-XI вв.) (5 часов)
2

3
4
5
6

Образование
варварских
королевств.
Государство
франков в VI-VIII веках
Христианская церковь в ранее
Средневековье
Возникновение
и
распад
империи Карла Великого
Феодальная раздробленность
Западной Европы в IX-XI веках
Англия в раннее Средневековье

1

1
1
1
1

Показывать на исторической карте маршруты перемещения
варварских народов в Европе в V-VI вв. и наиболее значительные
варварские королевства, основанные в бывших владениях Западной
Римской империи.
Характеризовать общественное устройство германских племен,
объяснять, в чем состояли его отличия от римских порядков.
Рассказывать, как вождь франков Хлодвиг сумел стать королем,
укреплял свою власть. Раскрывать значение принятия Хлодвигом
христианства.
Объяснять значение понятий и терминов: Салическая правда,
майордом, бенефиций. Рассказывать об обстоятельствах перехода
королевской власти к династии Каролингов. Рассказывать, используя
историческую карту, о завоеваниях Карла Великого. Представлять
характеристику Карла Великого, давать оценку его деятельности.
Объяснять
смысл
понятия
«Каролингское
возрождение».
Характеризовать обстоятельства и причины распада державы Карла
Великого, показывать на исторической карте владения, на которые
она распалась. Рассказывать о создании государств на территории
бывшей империи Карла Великого — во Франции, германских и
итальянских землях.
Обозначать на ленте времени последовательность завоеваний
Британских островов англами и саксами, норманнами в раннее

Дата

Примечание

7

8

9
10

Византийская империя при
Юстиниане. Борьба империи с
внешними врагами. Культура
Византии.
Образование
славянских
государств

1

Возникновение ислама.
Арабский халифат и его распад
Культура стран халифата

1

1

1

Средневековье. Рассказывать о нормандском завоевании Англии в XI
в.
Объяснять, из-за чего возникали конфликты между императорами
Священной Римской империи и римскими папами. Извлекать и
анализировать
информацию
из
исторических
источников
(фрагментов Салической правды, документов, хроник)
Глава II. Византийская империя и славяне (2 часа)
Объяснять значение принятия христианства восточноевропейскими
народами. Рассказывать о просветительской миссии Кирилла и
Мефодия.
Раскрывать значение понятий и терминов: норманн, драккар, путь
«из варяг в греки», миссионер, латиница, кириллица.
Характеризовать, используя историческую карту, географическое
положение и состав населения земель, входивших в Восточную часть
Римской империи. Рассказывать о власти византийских императоров.
Представлять характеристику личности и деятельности императора
Юстиниана I (завоевания, законодательство, строительство).
Объяснить значение понятий и терминов: ромеи, басилевс, кодекс
Юстиниана, базилика, икона, иконоборчество, церковный собор,
фема.
Раскрывать, какое место занимала церковь в византийском
государстве, как складывались отношения императоров и
патриархов. Характеризовать отношения Византии с соседними
государствами и народами, в том числе Русью.
Представлять описание внешнего вида и внутреннего убранства
византийских
храмов,
используя
иллюстрации
учебника.
Характеризовать культурное наследие Византии, ее вклад в мировую
культуру
Глава III. Арабы в VI-XI веках (2 часа)
Рассказывать о расселении и основных занятиях арабских племен.
Объяснять, в чем заключался главный смысл проповедей пророка
Мухаммада, чем отличалось его учение от традиционных верований
арабов.
Раскрывать значение понятий: ислам, хиджра, Коран, Сунна, Кааба,
хадж, мечеть, имам, шариат, халиф, халифат. Объяснять, какие
положения были закреплены в главных священных книгах ислама,

11
12

13
14

какое значение они имели для арабской общины.
Показывать на исторической карте территории, завоеванные арабами
к середине VIII в., объяснять причины побед арабских войск.
Характеризовать политику мусульманских правителей в завоеванных
землях.
Объяснять причины распада Арабского халифата. Раскрывать, в чем
состоял вклад арабов в развитие наук, литературы, искусства.
Представлять описание внешнего вида и внутреннего убранства
мечетей арабского мира, используя иллюстрации учебника
Глава IV. Феодалы и крестьяне (2 часа)
Средневековая деревня и ее
1
Рассказывать, кто и с какой целью отдавал землю в феод, как
обитатели
строились отношения сеньора и вассала. Раскрывать значение
понятий и терминов: феод, сеньор, вассал, сословие, рыцарь, турнир.
В рыцарском замке
1
Представлять характеристику средневекового рыцаря (социальное
положение, образ жизни, кодекс рыцарской чести). Описывать
внешний облик и внутреннюю планировку средневекового замка,
объяснять назначение отдельных частей замка, построек.
Характеризовать положение и повинности средневековых крестьян.
Объяснять значение понятий и терминов: барщина, подать, десятина,
община, натуральное хозяйство
Глава V. Средневековый город в западной и Центральной Европе (2 часа)
Средневековый город. Торговля
1
Рассказывать,
как
происходило
возрождение
городов
в
в Средние века
средневековой Европе. Называть основные группы населения
средневековых городов, описывать их занятия и положение.
Горожане и их образ жизни
1
Объяснять, как горожане добивались независимости своих городов
от власти сеньоров.
Раскрывать значение понятий: цех, гильдия, цеховой устав,
городское право, городское самоуправление, магистрат, ратуша,
ярмарка, банк.
Показывать на исторической карте крупнейшие торговые центры
средневековой Европы, основные торговые пути. Составлять
описание центральной площади средневекового города (по выбору),
объяснять назначение находившихся на ней зданий, характеризовать
особенности их архитектуры.
Рассказывать о повседневной жизни горожан, используя текст и
иллюстрации учебника. Объяснять, какая информация содержится в

15

16

17
18

19

20

21

средневековых миниатюрах, в чем состоит их ценность как
исторических источников
Глава VI. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы (2 часа)
Могущество папкой власти.
1
Характеризовать место церкви в средневековом обществе (церковная
Католическая
церковь
и
иерархия, влияние церкви на общество, имущественное положение).
еретики
Раскрывать значение понятий и терминов: монастырь, монашеский
орден, Святая земля, крестоносцы. Объяснять, кто и почему
Крестовые походы
1
отправлялся в походы в Святую землю. Называть наиболее
значительные Крестовые походы, их участников и итоги.
Подготовить сообщение о духовно-рыцарских орденах, созданных во
время Крестовых походов (с использованием информации учебника
и дополнительных материалов). Характеризовать причины
появления и основные положения еретических учений в европейских
странах в XII—XIII вв. Рассказывать, какие средства и методы
церковь использовала в борьбе против еретиков.
Объяснять значение понятия инквизиция
Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века) (5 часов)
Как происходило объединение
1
Раскрывать, в чем выражалось усиление королевской власти в
Франции
странах Западной Европы в период зрелого Средневековья.
Рассказывать о создании парламентов в европейских государствах,
Что англичане считают началом
1
раскрывать значение этих событий.
своих свобод.
Объяснять смысл понятий и терминов: сословно-представительная
Столетняя война
монархия, парламент, централизованное государство, Великая
Усиление королевской власти в
1
хартия вольностей, Реконкиста.
конце XV века во Франции и в
Рассказывать о создании централизованных государств в Англии,
Англии
Франции, на Пиренейском полуострове, выделять общие черты этих
Реконкиста и образование
1
процессов и особенности отдельных стран. Называть причины,
централизованных государств
главных участников, ключевые события и итоги Столетней войны.
на Пиренейском полуострове
Объяснять, чем известна в истории Жанна Д’Арк.
Государства, оставшиеся
1
Раскрывать особенности политического развития земель Священной
раздробленными: Германия и
Римской империи и итальянских государств. Рассказывать о
Италия в XII – XV веках
развитии сельского хозяйства и усилении городов в странах
Западной Европы в период зрелого Средневековья.
Объяснять причины обострения социальных противоречий в городах
и деревнях. Называть крупнейшие восстания XIV в. (Жакерия,
восстание под руководством Уота Тайлера).

22
23

24

25

26

27
28

Глава VIII. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках (2 часа)
Гуситское движение в Чехии
1
Представлять характеристику гуситского движения в Чехии и
Гуситских войн 1419-1434 гг.
Завоевание турками-османами
1
Показывать на исторической карте территории и государства,
Балканского полуострова
завоеванные османами в XIV-XV вв.
Рассказывать о взятии османами Константинополя. Объяснять, как
было воспринято современниками это событие и какие последствия
оно имело
Глава IX. Культура Западной Европы в Средние века (3 часа)
Образование и философия
1
Раскрывать роль религии в жизни средневекового человека и
Западной Европы в Средние
общества. Объяснять, кого и чему учили в средневековых школах.
века
Рассказывать, когда и в каких странах появились первые
европейские университеты, кто выступал их основателями.
Литература и искусство
1
Объяснять значение понятий и терминов: университет, магистр,
Западной Европы в Средние
лекция, диспут, схоластика.
века
Раскрывать, в чем проявлялся сословный характер средневековой
Культура раннего Возрождения
1
культуры, приводить примеры разных литературных жанров.
в Италии. Научные открытия и
Характеризовать основные черты романского и готического стилей в
изобретения
художественной культуре, выявлять их в изображениях
архитектурных сооружений. Раскрывать значение понятий и
терминов: романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение.
Называть известных представителей европейского гуманизма и
Раннего Возрождения, объяснять, что было новым в их взглядах на
мир и человека. Представлять рассказ (сообщение) о жизни и
творчестве мастеров Раннего Возрождения (по выбору). Раскрывать
значение изобретения европейского книгопечатания
Глава X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 часа)
Средневековая Азия: Китай,
1
Показывать на исторической карте территории крупнейших
Индия, Япония
государств Востока в Средние века.
Объяснять, как было организовано управление средневековыми
Государства и народы Африки
1
китайскими
империями,
как
осуществлялась
подготовка
и доколумбовой Америки
императорских
чиновников.
Характеризовать
важнейшие
изобретения китайцев в VII-XIII вв. и объяснять, как эти изобретения
попадали к другим народам. Объяснять, каким было положение
императора в Японии и какую роль в управлении страной играли
сегуны. Рассказывать о религиозных верованиях жителей Японии.

29

30

31

32
33

Итоговая контрольная работа
по курсу «Средние века»

1

Сравнивать статус и кодекс поведения японского самурая и
европейского рыцаря, определять, что было общим.
Рассказывать, используя историческую карту, о мусульманском
завоевании Индии и создании Делийского султаната. Используя
иллюстрации, рассказывать о культуре народов Востока в V-XV вв.,
распознавать характерные черты в архитектурных сооружениях,
произведениях живописи.
Рассказывать о древних обитателях Америки, условиях их жизни,
основных занятиях. Называть и показывать на исторической карте
крупные государства, существовавшие в Америке в эпоху
Средневековья. Систематизировать материал о цивилизациях
средневековой Америки в таблице (территория, главные города,
правители, религиозные верования, знания, искусство). Представлять
сообщение (презентацию) о художественной культуре одной из
средневековых цивилизаций Америки (по выбору)
Итоговое повторение (1 час)
Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века».
Получат возможность научиться: называть главные события древней
истории, основные достижения культуры и значение средневековых
цивилизаций в мировой истории

История России с древнейших времен до XVI века (39 часов)
Введение (1 час)
Наша Родина – Россия
1
Объяснять, что изучает история Отечества.
Различать виды исторических источников, с опорой на
приобретенные ранее знания.
Характеризовать источники по
российской истории. Показывать своеобразие геополитического
положения России с опорой на историческую карту
Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 часов)
Древние люди и их стоянки на
1
Находить и показывать на исторической карте места расселения
территории современной
древнего человека на территории России, древние государства
России. Неолитическая
Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.
революция. Первые скотоводы,
Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и
земледельцы, ремесленники
кочевых племен, народов. Характеризовать культурное наследие
древних цивилизаций на территории нашей страны (привлекая
Образование первых государств
1
знания из истории Древнего мира). Приводить примеры
Восточные славяне и их соседи
1

34

История заселения территории
родных области и района в
древности

1

35
36

Первые известия о Руси
Становление Древнерусского
государства
Правление князя Владимира.
Крещение Руси
Русское государство при
Ярославе Мудром
Русь при наследниках Ярослава
Мудрого. Владимир Мономах
Общественный строй и
церковная организация на Руси
Культурное пространство
Европы и культура Древней
Руси
Повседневная жизнь населения
Место и роль Руси в Европе.
ПОУ по главе « Русь в IX –
первой половине XII века»
Урок истории и культуры
родного края в древности

1
1

37
38
39
40
41

42
43

1
1
1
1
1

1
1

межэтнических контактов и взаимодействий.
Показывать на исторической карте территории расселения
восточных славян; извлекать из карты информацию о природных
условиях, влияющих на занятия славян. Характеризовать
общественный строй и политическую организацию восточных
славян. Описывать жизнь и быт, верования славян.
Объяснять смысл понятий и терминов: ислам, иудаизм, подсечная
система земледелия, присваивающее хозяйство, производящее
хозяйство, язычество
Глава II. Русь в IX – первой половине XII века (9 часов)
Раскрывать предпосылки и называть время образования государства
Русь. Показывать на исторической карте территорию государства
Русь, главные торговые пути, крупные города. Извлекать из
исторической карты информацию о направлениях походов князей
(Олега, Игоря, Святослава). Систематизировать информацию о
деятельности первых русских князей (в виде таблицы). Приводить
примеры взаимоотношений Руси с соседними племенами и
государствами. Давать оценку значению принятия христианства на
Руси. Объяснять смысл понятий и терминов: государство, Русь,
христианство, православие, князь, дружина, полюдье, дань, уроки,
погосты.
Характеризовать политический строй Руси, внутреннюю и внешнюю
политику русских князей в конце X - первой трети XII в. Раскрывать
значение съезда князей в Любече. Извлекать информацию из
письменных источников: «Русской Правды», «Устава» Владимира
Мономаха и использовать ее в рассказе о положении отдельных
групп населения Руси. Составлять характеристику (исторический
портрет) Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха (привлекая
дополнительные источники информации). Рассказывать о роли
Православной церкви на Руси. Объяснять смысл понятий и
терминов: вече, вотчина, люди, смерды, закупы, холопы, посадник,
десятина, митрополит, монастырь, инок (монах). Описывать
древнерусский город; рассказывать о жизни горожан.
Характеризовать основные достижения культуры Древней Руси.
Объяснять смысл понятий и терминов: крестово-купольный храм,
фреска, мозаика, берестяные грамоты, летопись, житие, былины.

44
45
46
47
48

49

50
51
52

53
54

55

Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы
в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики,
иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др.
Осуществлять поиск информации для проектной работы «Как жили
наши предки в далеком прошлом» (на материале истории края,
города)
Глава III. Русь в середине XII – начале XIII веках (5 часов)
Политическая раздробленность
1
Называть время и раскрывать причины и последствия распада Руси
в Европе и на Руси
на отдельные самостоятельные земли. Извлекать из исторической
карты информацию о географическом положении важнейших
Владимиро-Суздальское
1
самостоятельных центров Руси; раскрывать их особенности.
княжество
Характеризовать социально-политическое развитие, достижения
Новгородская республика
1
культуры отдельных земель (в том числе с использованием
Южные и юго-западные
1
регионального материала). Систематизировать материал о
русские княжества
важнейших русских землях в XII - первой трети XIII в. (в форме
ПОУ по теме «Русь в середине
1
таблицы).
XII - начале XIII века»
Проводить поиск исторической информации для сообщений об
отдельных исторических личностях и памятниках культуры периода
политической раздробленности. Описывать памятники архитектуры
рассматриваемого периода (включая региональные)
Глава IV. Русские земли в середине XIII – начале XIV века (10 часов)
Монгольская империя и
1
Объяснять значение понятий и терминов: орда, хан, курултай, ярлык,
изменение политической
баскаки, военный монашеский Орден, крестоносцы, святитель.
картины мира
Извлекать информацию из материалов, свидетельствующих о
походах монгольских завоевателей (исторической карты, отрывков
Батыево нашествие на Русь
1
из летописей, произведений древнерусской литературы и др.),
Северо-Западная Русь между
1
сопоставлять содержащиеся в них сведения. Объяснять, в чем
Востоком и Западом
выражалась зависимость русских земель от ордынских ханов.
Золотая Орда: государственный
1
Показывать на исторической карте рост территории Литовского
строй, население, экономика и
государства в XIII—XIV вв. Рассказывать на основе информации
культура
учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской
Литовское государство и Русь
1
битве и Ледовом побоище; давать оценку их значения. Составлять
Усиление Московского
1
характеристику (исторический портрет) Александра Невского.
княжества в Северо-Восточной
Характеризовать положение Северо-Восточной и Северо-Западной
Руси
Руси после монгольского нашествия.
Объединение русских земель
1

56

57
58

59

60
61
62
63

64
65

66

вокруг Москвы. Куликовская
битва
Развитие культуры в русских
землях во второй половине XIII
– XIV в.
Родной край в истории и
культуре Руси
ПОУ по главе «Русские земли в
середине XIII – начале XIV
века»

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной
Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный
рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия
1
объединения русских земель вокруг Москвы. Рассказывать о
Куликовской битве, привлекая историческую карту; раскрывать ее
значение. Оценивать вклад Дмитрия Донского в историю страны.
1
Приводить примеры роли Православной церкви в ордынский период.
Характеризовать политику Золотой Орды в отношении подчиненных
1
народов. Рассказывать о судьбе Крыма после монгольского
завоевания (на основании учебника и дополнительных источников).
Показывать на исторической карте государства, возникшие после
распада Золотой Орды.
Составлять план рассказа о развитии летописания, памятниках
литературы рассматриваемого периода. Представлять описание
памятников
архитектуры
и
изобразительного
искусства
рассматриваемого периода. Подготовить сообщение о творчестве
Андрея Рублева
Глава V. Формирование единого Русского государства (8 часов + 1 час на промежуточную аттестацию)
Русские земли на политической
1
Показывать на исторической карте рост территории Русского
карте Европы и мира в начале
государства в XV в. Характеризовать отношения Москвы с Литвой и
XV в.
Ордой. Раскрывать последствия династической войны в Московском
княжестве во второй четверти XV в. Рассказывать о событиях,
Московское княжество в первой
1
приведших
к
ликвидации
ордынского
владычества.
половине XV в.
Систематизировать
(в
форме
таблицы)
информацию
о
Промежуточная
аттестация
1
присоединении к Москве городов, земель в правление Ивана III.
(контрольная работа)
Раскрывать значение создания единого Русского государства.
Распад Золотой Орды и его
1
Объяснять значение понятий и терминов: централизация, поместье,
последствия
крестьяне, кормление. Характеризовать политический строй
Московское княжество и его
1
русского государства, систему управления страной. Составлять
соседи во второй половине XV
характеристику (исторический портрет) Ивана III, давать оценку его
в.
вклада в историю России. Извлекать информацию из Судебника 1497
Русская православная церковь в
1
г. и использовать ее в рассказе о взаимоотношениях между
XV – начале XVI в.
землевладельцами и крестьянами.
Человек в Российском
1
Характеризовать роль Православной церкви в укреплении Русского
государстве во второй половине
государства. Раскрывать значение понятий: ересь, автокефалия.
XV в.
Сопоставлять позиции нестяжателей и иосифлян, объяснять, в чем
Формирование культурного
1

67

68

пространства единого
Российского государства
ПОУ по теме «Формирование
единого Русского государства»

Итоговая контрольная работа за
курс 6-го класса

1

1

заключались различия. Систематизировать информацию о
достижениях культуры Русского государства в XV в. (в форме
таблицы, тезисов). Составлять описание памятников культуры на
основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, интернетресурсов,
непосредственного
наблюдения
(использование
регионального материала). Участвовать в составлении и презентации
альбома о повседневной жизни жителей родного края, памятниках
культуры изучаемого периода
Итоговое повторение и обобщение (1 час)
Научатся определять термины, изученные в ходе изучения история за
курс 6-го класса.
Получат возможность научиться: называть главные события


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».